Направляющие лифта (лифтовые направляющие) - описание
Важной частью лифтового оборудования являются направляющие – стальные рельсы, которые устанавливаются вдоль шахты лифта по обеим сторонам кабины для того, чтобы обеспечивать прямолинейное движение по вертикали без раскачивания в поперечном направлении. Наличие направляющих, помимо того, служит гарантией соблюдения безопасного зазора между кабиной и стенками шахты, а также другим неподвижным оборудованием.
Для чего необходимы лифтовые направляющие?
В обычном режиме работы, лифтовые направляющие испытывают давление, связанное с фактором смещения центра массы кабины относительно точки закрепления подвесных канатов. Это происходит в моменты загрузки кабины вследствие неравномерного распределения пассажиров или грузов по площади ее пола. С помощью направляющих сила давления, воспринятая от башмаков, передается на рельсы и далее на стены шахты.
Роль направляющих не менее важна в случае обрыва троса или другой аварии, связанной с возможностью бесконтрольного падения, когда кабина либо противовес садится на ловители. С их помощью осуществляется плавное и безопасное торможение, а также прочное удержание кабины до устранения причины аварии. Функция направляющих заключается в перераспределении динамических нагрузок с тормозных составляющих ловителей на стены шахты через крепежные элементы.
Точность прокладки направляющих и надежность их крепления к стене – важнейшие факторы обеспечения безопасности пассажиров лифта и надежности его эксплуатации. Для расстояния между головками направляющих допустимо отклонение от проектного значения не более 1 мм в ту или другую сторону. Отклонение по вертикали при высоте подъема до 50 метров составляет не более 1 мм на 1 метр подъема. При этом отклонение от прямолинейности направляющей должно быть не более 2,5 мм на 5 метров подъема.
Конструкция направляющих лифта
Лифтовые направляющие представляют собой полосы стального проката с профилем «тавр». Некоторые модели лифтов предусматривают последующую механическую обработку проката, в других случаях обработка не требуется. Это относится как к продукции отечественных, так и зарубежных изготовителей лифтов.
Тавровый прокат без обработки поверхности наиболее часто используется в качестве направляющих для грузовых лифтов, конструкция которых не предусматривает ловителей. Помимо того, необработанные тавровые балки монтируются в качестве направляющих для противовесов, хотя нередко с этой же целью используется и прокат с профилем «уголок».
В большинстве пассажирских и грузопассажирских моделей лифта применяется стальной прокат, головка которого прошла механическую обработку с выборкой по обеим сторонам рельсы. Обработка проводится, как правило, либо на фрезеровальном станке, либо протяжкой через вальцы. Только такие направляющие пригодны для использования в лифтовых системах, оборудованных ловителями для предупреждения несчастных случаев.
Поперечный профиль, характерный для направляющих отечественных лифтов, отвечает всем требованиям соответствующего ГОСТа. Его параметры и характеристики подробно описаны в соответствующей технической литературе, отражены в схемах и таблицах.
Сборка лифтовых направляющих выполняется из отдельных отрезков проката. Длина каждого отрезка составляет 4-5 метров для удобства транспортировки и облегчения монтажных работ. Торцевые части каждого отрезка предварительно проходят фрезеровальную подготовку, в процессе которой с одной стороны в металле выбирается продольный паз, а с другой стороны – шип аналогичных размеров. Подошвы и грани выборки обрабатываются с высокой точностью для обеспечения безукоризненного соединения пазошипового замка. В соединенном состоянии направляющие не должны иметь зазоров, а отрезки профиля на стыках - идеально совпадать по высоте.
Опорные поверхности направляющих служат для непосредственного контакта с крепежными кронштейнами, поэтому в них заблаговременно просверливаются отверстия для крепежных элементов.
Монтаж направляющих лифта
После заводской обработки таврового профиля монтаж направляющих выполняется быстро и без затруднений. Для увеличения прочности направляющих в местах стыков широко используются специальные детали – стыковые накладки. Вместо накладок заводского изготовления распространенной практикой является использование коротких отрезков направляющих, которые закрепляются с помощью болтовых соединений.
Направляющие крепятся к стенкам шахты при помощи кронштейнов, которые, в свою очередь, жестко закрепляются на стене либо на шахтном металлокаркасе. Шаг крепежа варьируется от 2 до 3,5 метров. Используются как жесткие, так и подвижные (с использованием прижимных планок) соединения кронштейнов с направляющими.
Для жесткого крепления используются болты соответствующего диаметра, соединяющие опорную часть направляющей с соединительной частью скобы или кронштейна. Подвижное соединение не менее надежно, к тому же оно исключает возможность изменения геометрии направляющих из-за температурного расширения металла либо осадки здания.
Крепление кронштейнов направляющих лифтов
Кронштейны для направляющих крепятся либо непосредственно на стены шахты, если это позволяет прочность материала стен, либо на металлический каркас внутри шахты.
Дюбельные соединения используются для стен, выполненных из сборных и сборно-монолитных бетонных конструкций. Не менее распространенный способ - крепление к предварительно установленным металлическим закладным элементам. Аналогичные закладки могут быть сделаны в стенах шахт, возведенных из кирпича. Для частичной разгрузки узлов крепления направляющие могут подвешиваться к балкам перекрытия либо опираться на пол посредством специальной подошвы в приямке. Метод подвешивания применяется не слишком часто, в отличие от опоры на пол, широко распространенной для подъемников на небольшую высоту.
Подвижное крепление выполняется при помощи специальных прижимных деталей таким образом, что нижний край направляющих находится на расстоянии 100-150 мм от пола, а верхний – на расстоянии 30-40 мм от перекрытия. При появлениях деформации направляющих из-за колебаний температуры либо усадки строительных конструкций напряжения легко снимаются регулировкой болтов прижимных элементов.
_______________________________________________________________________________________
- ООО "ПРОЕКТИВ СТРОЙ"
- +7 (495) 973-21-99
- info@proektivstroy.ru
Важной частью лифтового оборудования являются направляющие – стальные рельсы, которые устанавливаются вдоль шахты лифта по обеим сторонам кабины для того, чтобы обеспечивать прямолинейное движение по вертикали без раскачивания в поперечном направлении. Наличие направляющих, помимо того, служит гарантией соблюдения безопасного зазора между кабиной и стенками шахты, а также другим неподвижным оборудованием.
Для чего необходимы лифтовые направляющие?
В обычном режиме работы, лифтовые направляющие испытывают давление, связанное с фактором смещения центра массы кабины относительно точки закрепления подвесных канатов. Это происходит в моменты загрузки кабины вследствие неравномерного распределения пассажиров или грузов по площади ее пола. С помощью направляющих сила давления, воспринятая от башмаков, передается на рельсы и далее на стены шахты.
Роль направляющих не менее важна в случае обрыва троса или другой аварии, связанной с возможностью бесконтрольного падения, когда кабина либо противовес садится на ловители. С их помощью осуществляется плавное и безопасное торможение, а также прочное удержание кабины до устранения причины аварии. Функция направляющих заключается в перераспределении динамических нагрузок с тормозных составляющих ловителей на стены шахты через крепежные элементы.
Точность прокладки направляющих и надежность их крепления к стене – важнейшие факторы обеспечения безопасности пассажиров лифта и надежности его эксплуатации. Для расстояния между головками направляющих допустимо отклонение от проектного значения не более 1 мм в ту или другую сторону. Отклонение по вертикали при высоте подъема до 50 метров составляет не более 1 мм на 1 метр подъема. При этом отклонение от прямолинейности направляющей должно быть не более 2,5 мм на 5 метров подъема.
Конструкция направляющих
Лифтовые направляющие представляют собой полосы стального проката с профилем «тавр». Некоторые модели лифтов предусматривают последующую механическую обработку проката, в других случаях обработка не требуется. Это относится как к продукции отечественных, так и зарубежных изготовителей лифтов.
Тавровый прокат без обработки поверхности наиболее часто используется в качестве направляющих для грузовых лифтов, конструкция которых не предусматривает ловителей. Помимо того, необработанные тавровые балки монтируются в качестве направляющих для противовесов, хотя нередко с этой же целью используется и прокат с профилем «уголок».
В большинстве пассажирских и грузопассажирских моделей лифта применяется стальной прокат, головка которого прошла механическую обработку с выборкой по обеим сторонам рельсы. Обработка проводится, как правило, либо на фрезеровальном станке, либо протяжкой через вальцы. Только такие направляющие пригодны для использования в лифтовых системах, оборудованных ловителями для предупреждения несчастных случаев.
Поперечный профиль, характерный для направляющих отечественных лифтов, отвечает всем требованиям соответствующего ГОСТа. Его параметры и характеристики подробно описаны в соответствующей технической литературе, отражены в схемах и таблицах.
Сборка лифтовых направляющих выполняется из отдельных отрезков проката. Длина каждого отрезка составляет 4-5 метров для удобства транспортировки и облегчения монтажных работ. Торцевые части каждого отрезка предварительно проходят фрезеровальную подготовку, в процессе которой с одной стороны в металле выбирается продольный паз, а с другой стороны – шип аналогичных размеров. Подошвы и грани выборки обрабатываются с высокой точностью для обеспечения безукоризненного соединения пазошипового замка. В соединенном состоянии направляющие не должны иметь зазоров, а отрезки профиля на стыках - идеально совпадать по высоте.
Опорные поверхности направляющих служат для непосредственного контакта с крепежными кронштейнами, поэтому в них заблаговременно просверливаются отверстия для крепежных элементов.
Монтаж направляющих
После заводской обработки таврового профиля монтаж направляющих выполняется быстро и без затруднений. Для увеличения прочности направляющих в местах стыков широко используются специальные детали – стыковые накладки. Вместо накладок заводского изготовления распространенной практикой является использование коротких отрезков направляющих, которые закрепляются с помощью болтовых соединений.
Направляющие крепятся к стенкам шахты при помощи кронштейнов, которые, в свою очередь, жестко закрепляются на стене либо на шахтном металлокаркасе. Шаг крепежа варьируется от 2 до 3,5 метров. Используются как жесткие, так и подвижные (с использованием прижимных планок) соединения кронштейнов с направляющими.
Для жесткого крепления используются болты соответствующего диаметра, соединяющие опорную часть направляющей с соединительной частью скобы или кронштейна. Подвижное соединение не менее надежно, к тому же оно исключает возможность изменения геометрии направляющих из-за температурного расширения металла либо осадки здания.
Крепление кронштейнов
Кронштейны для направляющих крепятся либо непосредственно на стены шахты, если это позволяет прочность материала стен, либо на металлический каркас внутри шахты.
Дюбельные соединения используются для стен, выполненных из сборных и сборно-монолитных бетонных конструкций. Не менее распространенный способ - крепление к предварительно установленным металлическим закладным элементам. Аналогичные закладки могут быть сделаны в стенах шахт, возведенных из кирпича. Для частичной разгрузки узлов крепления направляющие могут подвешиваться к балкам перекрытия либо опираться на пол посредством специальной подошвы в приямке. Метод подвешивания применяется не слишком часто, в отличие от опоры на пол, широко распространенной для подъемников на небольшую высоту.
Подвижное крепление выполняется при помощи специальных прижимных деталей таким образом, что нижний край направляющих находится на расстоянии 100-150 мм от пола, а верхний – на расстоянии 30-40 мм от перекрытия. При появлениях деформации направляющих из-за колебаний температуры либо усадки строительных конструкций напряжения легко снимаются регулировкой болтов прижимных элементов.
Для лифтов с грузоподъемностью не более 1 тыс. кг и высотой подъема ниже 45 метров устанавливается шаг прижима 2,5 метра. Для этого необходимо 18 пар прижимных планок.
Если же грузоподъемность лифта составляет 2-5 тыс. кг, для той же высоты шахты необходимо уже 22 пары прижимных элементов, установленных с шагом 2,0 метра.